Деятельность отдела строится в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», от 7 февраля 1992 года №2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей», и другими нормативными актами. Для достижения целей, обусловленных подпрограммами по созданию условий для обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, работа специалистов осуществляется по следующим направлениям:
- Оказание консультативно-методической и практической помощи субъектам потребительского рынка: консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по законодательству, регулирующему направление их деятельности; консультационная и практическая помощь физическим лицам по вопросам защиты прав потребителей, в том числе, составление претензионных заявлений в адрес хозяйствующих субъектов, допустивших нарушение законных прав потребителей;
- Просветительская деятельность: разработка методических материалов, организация и проведение семинаров для хозяйствующих субъектов по вопросам ведения определенных видов бизнеса согласно заявленному ОКВЭДу и для специалистов по потребительскому рынку администраций поселений по применению действующего законодательства на практике; просвещение субъектов потребительского рынка через сеть Интернет и СМИ.
- Исполнение Федерального закона от 29.12.2009 №381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по оказанию содействия продвижению на потребительский рынок товаров местных производителей, сельхозпроизводителей, фермерских хозяйств для создания конкурентной среды и повышения предпринимательской активности посредством организации и проведения сельскохозяйственных и тематических ярмарок, а также по развитию нестационарной торговли.
- Изучение спроса населения в услугах потребительского рынка путем сбора информации на встречах со старостами и проведения анкетирования населения.
- Информационно-аналитическое наблюдение потребительского рынка проводится путем сбора и обобщения информации о показателях объектов потребительского рынка по поселениям, анализа динамики развития потребительского рынка.
- Реализация государственной и муниципальной политики в сфере потребительского рынка осуществляется в виде выполнения поручений Губернатора, участия в межведомственных комиссиях и подготовки информационно-аналитических материалов для областного правительства и Минпромторга.